В Питере начало расцвета хип-хопа связывают с приездом в город из Донецка нескольких человек, организовавших группу Bad Balance. Ныне эта команда ассоциируется с Москвой, но начинали они именно в Питере. Именно здесь Шеffoм, лидером Bad Balance был организован «Хип-хоп центр». До начала 90-х эти парни были лидерами питерской рэп-тусовки, потом перебрались в Москву, а их место заняла также известная сейчас команда С.T.Д.K., занявшая в 1998 году второе место на фестивале «Поколение '98”. В Питере стали появляться профессиональные танцоры (брейкеры), объединяющиеся в команды (crew (крю)). Наиболее известная команда из Санкт-Петербурга – Jam Style Crew, работающая сейчас с московскими Da Boogie Crew. Следующие после С.Т.Д.К. лидеры питерского хип-хопа, остающиеся ими до сих пор – команда DA 108. Именно с них можно начинать отсчет нового этапа в развитии петербургского хип-хопа. В 1998, после целого года еженедельных рэп-вечеринок, проводимых в клубе JAM на станции метро «Проспекте Ветеранов», когда за вечер выступало по 20-30 команд, у некоторых лидеров петербургского рэпа появилась идея создать некое объединение групп. Тут возник продюсер Петр Новик, предложивший вложить деньги в издание кассет с питерским рэпом и раскрутку этого проекта. Так и появился знаменитый «Балтийский клан», с названием которого у многих непетербуржцев ассоциируется питерский рэп и питерская рэпперская тусовка вообще. Стартовал «Балтиийский клан» весьма удачно, собрав более 3000 человек в клубе CANDYMAN и начав выпускать один сборник за другим. Балтийский клан был интересен еще и тем, что это не просто объединение рэп-команд, а и объединение рэпперов вообще. Однако существует одна отличительная особенность Клана: для Фукса (ex-DA 108), лидера Клана, очень большое значение имеет принадлежность конкретного исполнителя к Клану, хотя вообщем-то идеологии как таковой, к тому же отличной от представлений других рэпперских объединений, у Клана нет. До массовых драк между представителями Клана и представителями не входящих в него групп пока, но отношения весьма недружественные. Вопрос функционирования Клана сегодня весьма спорен. В последнее время Клан существует скорее на кассетах, чем как сообщество, хотя его представители утверждают обратное. v На вопрос, каковы отношения с другими молодежными субкультурами, большинство рэпперов отвечает, что в последнее время стычки почти совсем прекратились. Недавно в Петербурге появилась новая организация, вполне способная объединить разрозненные и малочисленные рэпперские тусовки в одну: это «Хип-хоп Ассоциация Петербурга». Один из лидеров ассоциации, A-tone, говорит, что недавно она стала официальной. Это не первая попытка создать такого рода организацию – была, например, Международная хип-хоп лига, но, пожалуй, наиболее удачная и серьезная. Базой Ассоциации стал ДК «Первомайский», где с подачи директора ДК, Александра Борисовича Шашина, несколько лет назад открылась школа брейка. В помещении ДК сейчас размещаются школа брейка, рэпа, приходят известные питерские райтеры (мастера граффити), например из команды SPP, наиболее известного питерского объединения такого рода. Каждую первую среду месяца устраивается вечеринка с конкурсами, соревнованиями по брейку, рэпу, граффити и т.д. По словам A-tone, на такие вечеринки приходят от 200 человек только по билетам. Причем в Ассоциации, где в жюри сидят те же С.Т.Д.К., формально относящиеся к Балтийскому Клану, довольно демократичный подход к исполнителям, хотя конечно отбор существует, но не по принадлежности к какому-нибудь объединению, а по качеству исполнения. Два раза в год Ассоциация проводит фестивали, на которых только участников набирается до 250 человек. Лидеры Ассоциации, хотя у некоторых из них и довольно напряженные отношения с Кланом, не сильно задумываются, к кому относятся участники фестивалей.
|